Первые залежи угля на территории района найдены в начале XVIII века. Промышленное развитие угольной отрасли Должанского района тесно связано со строительством Екатерининской (Донецкой) железной дороги. В 1878 г. с открытием ветки Дебальцево - Зверево, должанские антрациты стали известными не только на юге России, но и в Европе. Строительство больших заводов также положительно повлияло на добычу угля.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. в Должанском районе возникают угольные рудники, которые были гораздо больше, чем первые примитивные шахты. Владельцами этих рудников были горный инженер Владимир Александрович Отто, ростовский миллионер Михаил Спиридонович Вальяно, Яков Александрович Игнатьев, Английское акционерное общество, княгиня Зинаида Николаевна Юсупова и другие.
Портрет княгини З.Н. Юсуповой Гудок с рудника М.С. Вальяно Жетоны (боны) с рудника З.Н. Юсуповой
Антрацитовый рудник княгини Юсуповой был самым крупным. Он объединял 5 шахт. Техническая оснащенность рудника состояла из 4-х углеподъемных машин обшей мощностью 310 лошадиных сил, 6-ти паровых котлов с поверхностью нагрева 480 кв. фут. 3-х электрических центробежных насосов на 19000 ведер ежечасно. 2-х электрических систем "Гарри" мощностью 50 к. с. Работали механическая сортировочная, механическая мастерские с четырьмя станками, электрическая станция с двумя двигателями мощностью 475 к. с, один генератор переменного тока, 13 моторов общей мощностью 329 кВт. Шахты № 14 и № 17 сообщались между собой ширококолейным путем в одну версту, а шахта №14 имела выход к железнодорожной станции Должанская подъездным путем, длиной 4,5 версты. Общее путевое развитие рудника составило 7 верст, обслуживалось 2-мя собственными паровозами. Штат служащих состоял из одного инженера, двух штейгеров, двух техников, 700 служащих и рабочих, для нужд которых имелось 25 домов, 7 казарм. Работала больница на 20 коек с одним врачом и одним фельдшером, школа на 70 учеников с двумя учителями, кирпичный завод и завод фруктовых вод, торговые лавки. Часть заработной платы на руднике княгини Юсуповой выдавали не серебром и золотом, а специальными жетонами (бонами), отовариваться за которые можно было только в лавках рудника. Для отдыха служащих в помещении школы ставились спектакли, проводились народные чтения, был также оркестр балалаечников.
Прибытие | Отправление | Остановка | Цена билета(от Свердловска), грн
| | 11:25 | Свердловск | - | 12:10 | 12:15 | Ровеньки | 6,64 | 12:55 | 13:00 | Антрацит | 11,91 | 13:30 | 13:40 | Красный Луч | 15,04 | 14:30 | 14:35 | Дебальцево | 24,41 | 16:10 | 16:15 | Славянск | 41,99 | 17:15 | 17:30 | Изюм | 49,80 | 19:10 | 19:15 | Чугуев | 68,35 | 20:15 | | Харьков | 75,17 |
Пассажирские поездаПо ст.Должанская№ поезда | Маршрут | Прибытие | Отправление |
---|
141 | Симферополь - Свердловск(Екатеринбург) | 5:56 | 5:58 | 142 | Свердловск(Екатеринбург) - Симферополь | 19:26 | 19:29 |
По ст.Красная Могила№ поезда | Маршрут | Прибытие | Стоянка | Отправление |
---|
0 | Сімферополь-пас.--Актобе | 00:05 | 00:30 | 00:35 | 426 | СІМФЕРОПОЛЬ-ПАС.--САРАТОВ 1 ПАС | 00:05 | 00:30 | 00:35 | 0 | СІМФЕРОПОЛЬ-ПАС.--МАНГИШЛАК | 00:05 | 00:30 | 00:35 | 0 | СІМФЕРОПОЛЬ-ПАС.--АЛМАТИ 2 | 00:05 | 00:30 | 00:35 | 369 | ХАРКІВ-ПАС.--БАКУ-ПАС. | 00:50 | 00:40 | 01:30 | 31 | КИЇВ-ПАС.--БАКУ-ПАС. | 00:50 | 00:40 | 01:30 | 142 | СІМФЕРОПОЛЬ-ПАС.--СВЕРДЛОВСЬК-ПАС. | 06:10 | 00:30 | 06:40 | 52 | САРАТОВ 1 ПАС--ВАРНА | 11:15 | 00:30 | 11:45 | 0 | МАНГИШЛАК--СІМФЕРОПОЛЬ-ПАС. | 14:00 | 00:30 | 14:30 | 426 | САРАТОВ 1 ПАС--СІМФЕРОПОЛЬ-ПАС. | 14:00 | 00:30 | 14:30 | 0 | АЛМАТИ 2--СІМФЕРОПОЛЬ-ПАС. | 14:00 | 00:30 | 14:30 | 0 | АКТОБЕ--СІМФЕРОПОЛЬ-ПАС. | 14:00 | 00:30 | 14:30 | 142 | СВЕРДЛОВСЬК-ПАС.--СІМФЕРОПОЛЬ-ПАС. | 18:45 | 00:30 | 19:15 | 1014 | ВАРНА--САРАТОВ 1 ПАС | 18:56 | 00:30 | 19:26 | 31 | БАКУ-ПАС.--КИЇВ-ПАС. | 20:10 | 00:40 | 20:50 | 369 | БАКУ-ПАС.--ХАРКІВ-ПАС. | 20:10 | 00:40 | 20:50 |
|
94800 , ул. Заводская, 1, Фоменко Анатолий Николаевич, завод производит: